Часы - Ветер,холод и снег - Ступени - Запреты и предостережения - Новые вопросы и неожиданные ответы - Встречи и воспоминания

2009-07-22T07:00:00+07:00

22.07.2009(ср). 12 день похода. 7:35

Часы опаздывали на 35 минут, это я знаю точно.

Проснулись мы в 6;лил дождь и перевал был закрыт, дул страшный ветер и потому мы решили подождать. Женщины вылезли в 7 и подняли бучу, что мы никого не разбудили. Значит, мы полезем в ветер (дождь уже прошёл) на закрытый перевал. Позавтракав холодной кашей.

…Ладно, не впервой. Я надел рубашку, кроме куртки - на всякий случай.

21:29 День сей был богат на происшествия. Но - обо всём по порядку.

Вышли мы часов в 9. Тёплую куртку я решил не снимать: своя шкура дороже, а потеть в куртке намного приятнее,чем коченеть без неё; к тому же, холод сковывает движения. Забегая вперёд, снял куртку я только на Треугольнике (это первая стоянка под перевалом) - мокрую, но тёплую.

Итак,мы двинулись в путь в страшном ветре и непрерывном дожде. Мама выбрала именно тропу наших вчерашних соседей (я сотню раз говорил, идти по скалам! - нет, она пошла по низу), только в отличие от них, мы рубили топориком себе ступени в снегу. Малое различие, конечно. Мама битых полчаса не могла решить свою вариацию задачи о волке, козе и капусте1: шесть человек, 4 палки; руководитель может пройти без палки, остальным надо зарубаться. Решение в том,что один возвращается с двумя палками - мы кричали ей, но она пока сама не додумалась, так и не успокоилась. Мда. Видимо,людям с гуманитарным образованием задача тяжело даётся.

Сделаю небольшой перерыв: жин,зовут уже. Скоро продолжу.

22:26 Итак, я поел и подточил карандаш; уже темнеет, очень сложно писать и жужжать фонариком одновременно, да ещё с полным брюхом…но я ничего не описал. Долг зовёт.

Я остановился на снежнике. Мы прошли по его низу, забрались по скалам, к кустам, прошли над каким-то ручейком… Картинка страшная и напряжённая, но не насыщенная (и слава Богу). Поливал дождь, ураганные порывы ветра сносили нас по скользкому снегу к зелёному озеру, но мы прошли. Прошли,чтобы найти на тропе листок бумаги, вложенный в прозрачную мультифору, с картой и надписью: “ХОДА НЕТ. Обход по тропе выше”.Но это к нам уже не относилось.

В прыжках по куруму здесь родился у меня один мотивчик, и уже слова на него сочинил….Заканчивать не хочу,впрочем; отдам мелодию Фоссе, ей может пригодиться для зачина - а я пока что не знаю, куда девать. Мелодия оркестровая, что-то, описывающее то ли карнавал,то ли шабаш; яркое, безумное и красочное. Даже злое. Я сделал звуковую памятку на фотокамере, потом ещё подумаю. Аранжировка займёт много времени.

У ручья мы доели остатки энергетической смеси; забравшись почти на самый перевал, мы нашли там…чью-то палатку. Разложенную. С тентом и костровищем невдалеке. Не очень близко от воды, если не читать снег - странное место для ночёвки,не правда ли? Но когда-то и мы так делали,правда,в других обстоятельствах.

Сам перевал заснежен; птицы летают надо льдом и пробивают в нём путь до скал; снежинки крупнее как минимум вдвое.

Уже на спуске я заметил…крест.В надежде на то,что это - не то,что я думаю, я подошёл поближе и увидел цветы.

Табличка на кресте была блёклой,но новой; из всей надписи сначала удалось разобрать лишь эпитафию. Мы уже решили,что это - просто памятник, когда разобрали стёршуюся часть таблички: имя, дату смерти. 20 августа 2008го года. Костя открыл свой старый дневник - он был в этих местах в то время. Как раз с 19го по 20е говорили много и часто о случае с какой-то преподавательницей из Павлодара.Что ей даже вертолёт не помог.

Объяснить всё можно просто: группы ошалелых детей никогда не делают привалов - а перевал долог и крут, и не всем легко даётся. Вполне возможно,что не выдержало сердце, особенно в жару…Но это уже объяснения да слова, а этот крест - совсем другое. Возможно, он немного отпугивает людей от Золотой. Я бы струхнул,встретив такое в конце подъёма. Ну да ладно.

Обедали мы на Треугольнике мюслями и сгущёнкой. Мюсли съели не все, потом завершили перед ужином; а сгущёнку умяли.

Непривычно много людей в этой долине; только во время обеда с нами рядом сидело две группы. Для таких дикарей, как мы,это - толпы.

Ветер к тому времени утих, в этой долине он слаб. Я спрятал мокрую куртку в рюкзак.

Путь до Рамазина шёл обыденно. Над нами висел туман и нерешительно опускался. Настолько нерешительно, что не переставал нас поливать тоненькими струями влаги.

А вот на самом приюте мы встретили кемеровчан. Это группа от областной станции юных туристов. Мама узнала в руководителе группы Юрия Юрьевича Ри, брата её первого мужа. Они с братом - близнецы, поэтому если увидел одного - узнаешь и второго. Видел же я его первый раз в жизни, а мама не встречалась ни с кем из их семьи уже лет 20 или больше.

Наскоро мы поговорили, да выпили по кружке чая - и пошли дальше. Чую я,что мы ещё встретимся с ними у электрички,как пить дать. Костя быстро почувствовал себя в удобной обстановке, поэтому не остановился после первой кружки чая - но мы его поторопили. Юрий сказал,что МЧС могли здесь проводить учения - так что вертолёт мог и улетать не с убитым.И то радует. Впрочем,есть ещё версия: что это были вовсе не спасатели. Но кому тогда нужен вертолёт в этой глуши? Что бы это ни было, я сомневаюсь что оно хорошо. Хорошие дела с вертолётами не делаются.

После 2го Двойного остановила нас какая-то группа и спросила сахара и антибиотиков.У одной женщины обострилась ангина - воспаление пошло на ухо,и начал гноиться глаз. Сахар мы не дали, поскольку у нас заменитель, а вот с ангиной женщины помогли - конечно,своей фирменной медициной. Надо им с собой визитки таскать ещё: фирма “Л.”, патентованные целители. На прощание они дали совет жевать смолу (живицу, свежую) трижды в день,назначили пару дистанционных сеансов - и пошли далее.

Приюты по Казыру всё так же разобраны. На Высокогорном что-то строят, но это ещё очень сыровато. В беседке там сидело двое с собакой; собака была очень агрессивной, постоянно бегала и гавкала на всех,кто двигался возле беседки.Мы немного посидели, узнали что за люди; один из них оказался геологом - здесь в командировке, изучает породы края. Он тоже был на Караташе, даже поехал по леднику - и упал бы, если б не зарубился топором. Обычное дело для профи.

Сейчас мы стоим на Яшкинской поляне2, пришли сюда уже в 8 часов, измотанные и измученные. Наелись до отвала, а вот вещи,похоже,не высохнут до завтра.Утром ещё раз вывешу штаны и куртку, да носки - остальное сухое.

А сейчас пора спать, уже 11 часов вечера. Вставать не рано, но бумага у меня на перечёт, а больше и заняться нечем. Да и вообще,я привык ложиться до захода солнца, а сейчас уже скоро звёзды выйдут.

Други мои,ждите. Скоро вернусь домой.

А.Я.

1: Одна из древних логических задач. На одном берегу реки стоит крестьянин; ему надо переправить на другой берег волка, козу и капусту. У него есть одна лодка, в которую помещаются только он и ещё кто-то один из этих трёх.Проблема в том,что если оставить волка и козу на одном берегу без присмотра, то волк съест козу, а если останутся одни коза и капуста, то крестьянин останется без салата. Понятно,что управлять лодкой ни волк, ни коза, ни тем более капуста не могут. Решение задачи требует определённого усилия,но даёт навык решения всех подобных. 2: Вторая на юг после Высокогорного, примерно в километре. Не очень большая и на тропе, но уютная.